Гипноз и дети

«Ребенок — это огонь, который следует зажечь,
а не сосуд, который нужно заполнить».

Франсуа Рабле

Один из аспектов гипноза, который делает его столь важным терапевтическим средством, это способность подавить критическое отношение, когда пациент находится в состоянии транса. Если я скажу человеку, находящемуся в сознании: «Вы на пляже», он наверняка ответит мне: «Вы сошли с ума! Мы с вами находимся в вашем кабинете». Но если он погружен в транс, то скажет: «Да, здесь очень красиво и тепло. Я слышу шум волн, я лежу на песчаном берегу, и я знаю, что вы находитесь рядом со мной».
Состояние транса делает человека внушаемым. Аналитическая часть его разума отключается. Дети обладают этой способностью естественным образом. Воображение — вот что определяет их жизнь. Если вы скажете ребенку: «Закрой глаза и представь себе, как играют две собаки», они смогут детально описать вам и породы этих собак, и то, чем они занимаются. Работать с детьми гипнотерапевту очень легко и приятно. Они воспринимают внушение гораздо менее критично, чем взрослые, и быстро откликаются на гипноз. Когда дети вырастают, они теряют это непредвзятое отношение к внушению. В таком случае техника гипноза должна быть более тонкой, чтобы не пробудить сознательного сопротивления. Гипнозу поддаются многие состояния детей— недержание мочи, привычка грызть ногти, астма. Экзема, страхи и фобии, проблемы с кишечником, кошмары, расстройства сна, капризы и эмоциональные срывы.
Поскольку внутренний мир детей очень реален, он отлично поддается технике творческой визуализации. На протяжении многих лет я применял этот метод к детям и всегда был приятно удивлен тому, как живо они реагируют и какие великолепные картины представляют. Их внутренний мир лишен логики, он полон символов и метафор детского воображения. Применение техники гипноза означает, что врач должен настроиться на волну ребенка, и тогда ему удастся внести необходимые изменения в его подсознание.Если ребенок жалуется на «боль в животике», мы можем объяснить его состояние взрослыми словами — боль в животе, запор и т. д. Если же мы войдем в мир ребенка и спросим его, что он видит, он может рассказать нам о «запутавшейся желтой нитке». И это будет его реальным, детским внутренним миром. Вместо того, чтобы переходить ко взрослой терминологии, мы должны воспользоваться языком ребенка. А ему хочется «распутать эту противную желтую нитку и перекрасить ее в голубой цвет». Если мы поможем ему это сделать, то боль исчезнет. Визуализация — это именно тот прием, который я советую обращающимся ко мне матерям. Он прекрасно подходит для детей от пяти до двадцати пяти лет и приносит великолепные результаты. Природа этого метода — использование детского воображения и корректировка образов их внутреннего мира.
Дети очень внушаемы, с ними нет нужды прибегать к индукции. Очень важно завоевать их доверие, поэтому я всегда прошу родителей присутствовать при сеансе. Попросите ребенка «закрыть глазки и отправиться внутрь», и он тут же погрузится в свой внутренний мир. А в таком состоянии ребенок становится очень восприимчив к внушению.
Дети обладают врожденной способностью сопротивляться тем идеям, которые являются неприемлемыми для их внутреннего мира. Очень важно говорить с ними «ясным языком» и не пытаться внушить им взрослые образы и идеи. Такой язык направляет ребенка к корректировке собственных мыслей и представлений, он волен использовать свои творческие способности для изменения своего внутреннего мира. Не нужно использовать слова «должен», «нужно», «необходимо». Они переводят ребенка на взрослую территорию, что ограничивает их внутреннюю активность. Научите его действовать по своему разумению, поддержите его, позвольте ему самому совершить необходимые перемены во внутренних образах.
Сюзанна, яркая, рыжеволосая 10-летняя девочка, боялась уроков физики. Ни она, ни ее мать не понимали, откуда возник этот страх, но девочка ощущала физическую боль и не могла находиться на уроке. В предыдущем семестре она смогла посетить только два урока. Все остальные предметы ее не пугали, она была отличницей, и если бы не физика, то все было бы прекрасно.
Я попросил девочку «погрузиться» в болезненное ощущение и рассказать мне, что она видит.
«Оно горячее, круглое и желтое. Это неприятно. Оно живет прямо в моем животе».
«А когда ты идешь на другие уроки и чувствуешь себя нормально, что находится в твоем животике тогда?»
«Оно гораздо прохладнее, оно зеленое и не имеет формы».
«А слышишь ли ты какие-нибудь звуки или голоса в животе, когда он горячий, круглый и желтый?»
«Да, я говорю себе, что я должна пойти на урок, иначе у меня будут неприятности и я провалю экзамен».
«А когда он прохладный, зеленый и бесформенный, говоришь ты себе эти слова?» «Нет, тогда я не слышу никаких звуков».
Я попросил ее заходить в кабинет физики и выходить из него, представляя себе переход от зеленого к желтому и обратно. Даже если девочка смогла бы пробыть в классе несколько секунд, этого времени было бы достаточно, чтобы понять, что вызывает изменения.
Когда она пришла на следующий сеанс, то сказала, что, по ее мнению, причиной изменений ее
состояния был запах газа. Она вспомнила, что как-то дома случилась утечка газа, а мастер,
который пришел чинить трубы, сказал, что это очень опасно. Мама Сюзанны подтвердила, что
такой случай был и что именно тогда у дочери развилось ощущение опасности.
Мы с Сюзанной обсудили этот случай и запах газа из бунзеновских горелок в кабинете физики. Я
помог девочке понять, что этот запах не несет в себе опасности. Мы говорили с ней до тех пор,
пока я не убедился, что в подсознании Сюзанны две ситуации отделились друг от друга.
Очень скоро Сюзанна научилась вызывать в себе спокойное «зеленое» чувство, входя в кабинет физики, даже если там ощутимо пахло газом. Она продолжала концентрироваться на этом ощущении, и проблемы с физикой у нее исчезли.
Дети способны представить себе практически любые ощущения.
12-летняя Рози очень боялась оставаться на ночь в чужом доме. Все ее друзья страшно любили ночевать друг у друга, и то, что Рози не могла присоединиться к их компании, страшно мучило девочку и ее близких.
Я побеседовал и с Рози, и с ее матерью. Потом я попросил девочку представить себе ее страх и рассказать мне, что она чувствует, когда ей предлагают переночевать у подруги, и где именно располагается этот страх. Она сказала, что страх живет в животе. Тогда я попросил ее закрыть глаза и войти «внутрь животика», а когда она сделала это, я предложил ей сказать мне, как выглядит ее страх.
«Словно бабочки летают вокруг».
«Они большие или маленькие?»
«Они красивые, разноцветные и летают очень быстро».
«Когда ты счастлива, на что похоже твое ощущение?»
«В моем животе становится спокойно, и все вокруг голубое».
Я попросил Рози подумать о счастливом моменте и дать мне знать, когда она увидит спокойный голубой свет в своем животике. Я попросил ее постараться сохранить это ощущение подольше и
представить себе, что она находится в доме подруги. По девочка сказала, что голубой свет исчез и вокруг снова запорхали бабочки.
Тогда я сказал, чтобы Рози открыла глаза. Мы с ней обсудили то, что она должна была делать дома на протяжении следующей недели. Каждый день Рози должна была несколько минут представлять себе, что она находится в доме подруги, и пытаться вытеснить бабочек голубым светом. Это было нелегко, но Рози все же сумела выполнить мою просьбу. Потом она решила применить мой способ в реальной жизни и в первый раз осталась у подруги.
Придя на сеанс, девочка с гордостью рассказала мне о том, как ночевала у подруги. Как только появлялись бабочки, она сосредоточивалась на спокойном голубом свете и в конце концов спокойно уснула.
Дети имеют преимущество перед взрослыми — их воображение гораздо свободнее, оно не сковано ни логикой, ни реальной жизнью.
Творческая визуализация — это удивительно простой, мощный и быстрый способ использовать внутреннее воображение ребенка, для того чтобы помочь ему справиться с проблемами. Источник силы этого способа в том, что он активизирует детский внутренний мир, и тогда чувства принимают зримый образ. Логика, анализ и взрослый взгляд на проблему исчезает, и образы с легкостью и поразительной быстротой поддаются корректировке, что приводит к решению проблем и значительным улучшениям состояния ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *